Крымская Калифорния

Сергей ГОРБАЧЕВ

1948 год. Возвращаясь из Севастополя на дачу, Сталин перебирает в памяти все, что в последнее время связано с Крымом. Как главному теоретику в области национальных проблем, ему было очевидно: если их не решить на полуострове должным образом, эти проблемы станут в перспективе миной огромной разрушительной силы. В последние десятилетия именно национальный вопрос, наряду с победной поступью его антипода — идеи пролетарского интернационализма, был основой и движущей силой процессов мирового масштаба. Он, конечно, не сравним с мощью марксистско-ленинской идеологии в целом. Но...

На Крымском полуострове обычно либо существовало несколько небольших государственных образований, либо весь Крым или его часть входили в состав иных государств. Потому ни одно из исторических явлений в Крыму нельзя рассматривать изолированно, без связи с судьбами не только Северного Причерноморья, но и всей Европы, а главное — Советского Союза (России).

— Хотя... — Сталин задумался, — сейчас Крым — всего лишь область в составе РСФСР.

Крым — российский, как и положено, как и должно быть, ибо это — исторически предопределенная данность. Только так, иначе найдется много охочих до этой земли. Взять, к примеру, проекты по созданию здесь «Калифорнии» — «Крымской Калифорнии»...

Эти факты и сегодня мало известны не только широким кругам общественности, но и заинтересованным лицам. Недоступность документов порождает множество противоречивых слухов и домыслов, но тайна скрыта надежно...

Во второй половине XIX века Крым, как и юг Украины в целом, представлял собой малозаселенный регион. К началу ХХ века переселенцем на полуострове был каждый четвертый житель. Некоторым национальным группам царское правительство оказывало материальную помощь, предоставляло ряд привилегий. Преимуществами пользовались в основном немецкие колонисты и некоторые другие, в том числе еврейские, переселенцы. Выражались привилегии в больших земельных наделах, налоговых льготах, ссудах на особых условиях и освобождении от воинской службы. Потому-то указанные группы впоследствии и составили основу сил, стремившихся создать в Крыму независимое национальное государство.

В 1920 году, после освобождения Крыма от Врангеля и установления Советской власти, привилегированные национальные группы колонистов лишились всех льгот, а их планы по созданию собственного государства стали вполне призрачными. В целях усиления влияния они использовали энергичные методы, создавая общества и союзы. Так, в 1921 году возник союз под названием «Бунде-строй»; в 1922 году активно действовал еврейский потребительский кооператив «Самодеятельность».

В начале 1920-х годов, пользуясь крайне тяжелым положением молодой Советской республики, ряд иностранных фирм вступил с Советским правительством в переговоры о предоставлении экономической помощи, выдвигая при этом соответствующие условия: сдача в концессию ряда разработок на территории Крыма и создание еврейской автономии. Именно в голодные 1921-22 годы на полуострове впервые узнали о благотворительной еврейской организации «Джойнт».

В 1920-30-е гг. в Крыму уже активно действовал обосновавшийся в США «Агро-Джойнт», опиравшийся на крымских колонистов-евреев. С 1922 года в Симферополе функционировал филиал банка «Агро-Джойнт», финансировавший перемещения новых еврейских переселенцев, а также подготовку национальных кадров в учебных заведениях Крыма. В Джанкое обосновался крупнейший филиал фирмы «Агро-Джойнт». Именно в это время в степном Крыму появилось более 150 поселков, которые заселялись исключительно «лицами еврейской национальности».

Деятельность эта вскоре приобрела масштабы межгосударственных отношений. В 1923 году в СССР и США почти одновременно начали обсуждать идею создания национальной автономии и переселения евреев из Белоруссии, Украины, России на земли в район Черного моря. Согласно найденным в архивных собраниях Крыма документам, а также другим источникам, сейчас можно отчасти восстановить ход тех давних событий.

...О переселении евреев в Крым активно заговорили в элитарных кругах столичной интеллигенции. Из Америки прибыл один из руководителей «Джойнта», выходец из России Розен, убеждавший председателя КрымЦИК Гавена выделить в качестве эксперимента пустующие земли для переселения 1000 еврейских семей в обмен на финансовую и техническую помощь. Катастрофическая ситуация в Крыму, сложившаяся после голода 1921-22 гг., отсутствие помощи из Центра не оставляли руководителям Крыма возможности для выбора.

Одним из главных идеологов реализации идеи стал видный член Советского правительства Юрий Ларин (Михаил Лурье), уроженец Симферополя, будущий тесть Н.И.Бухарина. Им разрабатывался план создания еврейской республики в Крыму и расселения на его территории 280 тысяч евреев. В то же время через близкого Марии Ульяновой и Николаю Бухарину по редакции газеты «Правда» Абрама Брагина, руководителя еврейской секции РКП(б), была поднята пропагандистская шумиха вокруг «Еврейского павильона» на Всесоюзной сельхозвыставке 1923 года. Финансировал его все тот же «Джойнт». Примечательно, что в свой последний приезд в Москву в октябре 1923 года полупарализованный Ленин объехал еврейскую экспозицию на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке. Анализ заказываемой в то время литературы для Ленина свидетельствует о повышенном его внимании к еврейскому вопросу и Крыму.

В ноябре 1923 года Брагин подготовил проект документа, в соответствии с которым к 10-летию Октябрьской революции предлагалось образовать автономную область евреев на территории Северного Крыма, южной степной части Украины и Черноморского побережья вплоть до границ Абхазии, общей площадью 10 млн. десятин, с целью переселения сюда 500 тысяч евреев. На его основе Брагин, Розен и замнаркомнаца Бройдо представили через Льва Каменева в Политбюро докладную записку, в которой подчеркивалось, что образование еврейской государственности «окажется политически выгодным для Советской власти». В случае реализации замысла авторы записки гарантировали поступление десятков миллионов долларов «через посредство еврейских, американских и международных организаций», так как это «вызовет небывалый интерес всех экономически и политически мощных организаций в Америке и Европе».

Политбюро неоднократно обсуждало проект. Активными его сторонниками выступали Троцкий, Каменев, Зиновьев, Бухарин, Рыков, а также Цюрупа и Чичерин. В ходе обсуждения акцент постепенно сместился на использование Крыма, так как на Украине еще свежи были воспоминания о еврейских погромах времен гражданской войны и не исчезла опасность повторения тех трагических событий.

В январе 1924 года речь уже шла об «автономном еврейском правительстве, федерированном с Россией», был подготовлен проект декрета о создании в северной части Крыма Еврейской Автономной ССР. Еврейское телеграфное агентство (ЕТА) 20 февраля 1924 г. распространило за рубежом соответствующее сообщение.

Для решения вопросов, поднимаемых в обращениях Ларина и Брагина по поводу переселения евреев из «местечек» Украины и Белоруссии, Президиум ЦИК СССР на заседании 29 августа 1924 г. постановил образовать Комитет по земельному устройству еврейских трудящихся (КомЗЕТ) и Общественный комитет по земельному устройству еврейских трудящихся (ОЗЕТ). КомЗЕТ возглавил П.Г.Смидович, ОЗЕТ — Ларин.

КомЗЕТ сориентировал свою деятельность на переселение 500-600 тысяч человек. Необходимость этого обосновывалась тем, что «экономическая структура еврейского населения совершенно не приспособлена к Советскому строю, с его курсом на госторговлю, кооперацию и концентрацию промышленности, и если не будет принято экстренных мер по переводу еврейского населения на производственный труд, то значительная часть его будет поставлена перед перспективой вымирания и вырождения...».

В мае 1926 г. был определен перспективный план переселения евреев по СССР на 10 лет — 100 тысяч семей. В июне того же года утверждается план на ближайшие 3 года — 18 тысяч семей. В соответствии с решением ЦК ВКП(б) от 26 июля 1928 г. Крымская АССР наряду с Биробиджаном становилась основной базой еврейского переселения. К октябрю-ноябрю 1928 г. под эти цели в Крыму было выделено 131.901,24 га земель.

В Крыму же с 1921 года существовала автономная республика, действовала своя Конституция. Постепенно преодолевались последствия голода, началась «ликвидация безземелья» среди крымских татар путем их переселения из горного Крыма в степные районы. Более 200 тысяч татар-эмигрантов из Болгарии и Румынии получили официальное разрешение вернуться в Крым с предоставлением им льгот (соответствующее решение ВЦИК РСФСР не отменено до сих пор).

21 апреля 1926 г. выездное заседание Бюро ОК ВКП(б) в Бахчисарае одобрило перспективный переселенческий план по республике, но оказалось, что переселение евреев в Крым противоречило установкам местных властей в отношении земельного устройства татарского крестьянства. Неизбежно это привело к конфликту между руководством крымских государственных и партийных органов и Москвой. В столице за дело взялись высшие чиновники. В поддержку «крымского проекта» и с призывом к Западу о сборе средств выступили 49 известных писателей и поэтов. В Америку и Европу отправился ряд делегаций с целью агитации за создание еврейской республики в Крыму. В Берлине на встрече с представителями финансово-политических кругов Европы народный комиссар иностранных дел Чичерин заверил, что правительство СССР «очень серьезно» относится к «крымскому проекту», и в его воплощении «не предвидится ни малейшего затруднения».

Характерной представляется реакция лидеров Всемирной сионистской организации, включивших вопрос о «Крымском проекте» в повестку дня Еврейского конгресса Америки, проходившего в Филадельфии. С обращением к участникам о сборе средств на «Крымский проект» выступили 200 богатейших людей Америки. Обсуждение вопроса приветствовали будущие президенты Г.Гувер и Ф.Рузвельт, а жена последнего, Элеонора, приняла личное участие в его работе. Накануне конгресса от имени Советского правительства Смидович еще раз заверил, что в обмен на финансовую помощь «будет осуществляться колонизация Крыма евреями». Конгресс постановил поддержать «Крымский проект» и выделить 15 млн. долларов.

В ходе работы конгресса некоторые его влиятельные участники выступили категорически против проекта, расценив его как ловкий ход большевиков с целью получения доступа к международным финансовым ресурсам. Однако ситуацию переломил Л.Маршалл, позитивно охарактеризовавший положение в СССР и значение «Крымского проекта». Таким образом, несмотря на отсутствие дипломатических отношений между СССР и США, конгресс решил через «Джойнт» начать инвестиции в Крым.

Политбюро приняло соответствующее постановление, в котором ставилась задача «держать курс на возможность организации автономной еврейской единицы при благоприятных результатах переселения» в Крыму. В это же время одновременно в СССР и США — вероятно, не без посредничества еврейских кругов — началось зондирование почвы с целью установления дипломатических отношений между странами. Так, во время переговоров с одним из лидеров «Джойнта» Розенбергом Ларин и бывший бундовец Вайнштейн от имени советского руководства заявили, что реализация «Крымского проекта» «будет вестись до успешного конца при всех обстоятельствах», но в связи с «непризнанием американским правительством Советского правительства, американская еврейская общественность должна выйти из состояния нейтралитета и оказать соответствующее давление на правительство Соединенных Штатов». Розенберг пообещал оказать необходимое содействие. Об этом же вел переговоры в Москве и Варбург. Их усилия произвели должное воздействие на Рузвельта, вскоре после его избрания на пост президента США установившего дипломатические отношения с СССР.

Все решения по Крыму принимались в обстановке повышенной секретности. О них не знал даже присланный из Москвы секретарь Крымского обкома партии Петропавловский. А заместитель Менжинского по ГПУ Трилиссер на совещании в ЦК РКП(б) по антисемитизму с удивлением констатировал появление в еврейских кругах СССР слухов о создании в Крыму еврейской республики. Ситуацию неожиданно «взорвал» председатель Украинского ЦИК Петровский, допустивший утечку информации о решении Политбюро в интервью корреспонденту «Известий».

7 апреля 1926 г. в Симферополе открылась Всекрымская еврейская конференция, в связи с которой случился неприятный для КомЗЕТа инцидент. В номере от 11 апреля «Красного Крыма» были опубликованы основные положения прозвучавшего на идиш выступления представителя Отдела национальностей ВЦИК И.М.Рашкеса: «Мы стремимся создать сплошную земельную площадь с автономией в перспективе не для концентрации всемирного еврейства, а в целях устройства на земле трех миллионов евреев СССР». Обстановка в Крыму сразу накалилась: заволновались крымские татары и немцы. Однако через три дня редакция опубликовала письмо Рашкеса, в котором он отказывался от своих слов, называя напечатанное «явно нелепой мыслью». Сославшись на недостаточное знание своим сотрудником еврейского языка, редакция принесла извинения столичному товарищу...

В противовес проекту переселения евреев у крымскотатарских коммунистов возникла идея создания на севере Крыма немецкой автономной республики. Одним из главных противников массового переселения евреев в Крым стал председатель Крымского ЦИК Вели Ибраимов. Когда ситуация на полуострове вышла из-под контроля, он выступил со статьей в крымскотатарской газете «Ени-Дунья»: «От нас требуют земли на переселение в Крым 8000 еврейских хозяйств, однако ...наши излишки не удовлетворяют даже своих внутренних нужд, а поэтому крымское правительство нашло невозможным удовлетворение данного требования. Недавно этот вопрос мы поставили в Москве и надеемся, что он будет решен в нашу пользу». Ибраимова поддержала национальная интеллигенция, входившая ранее в партию «Милли-Фирка».

Виноградарство было одной из основных специализаций еврейских хозяйств
26 сентября 1927 г. Ларин предложил комплекс мероприятий по обустройству еврейских переселенцев в Крыму, согласно которому основной специализацией их хозяйств должно было стать производство виноградного спирта для снабжения крымских винзаводов. Одним из важных пунктов явилось предложение НКВД Крымской АССР «разработать... план разделения на сельсоветы отводимых для еврейского земледелия площадей с учреждением соответствующих сельсоветов по мере фактического заселения и с признанием в них языками делопроизводства русского и еврейского на равных правах».

Предложение встретило сопротивление руководителей Крымской АССР, прежде всего Вели Ибраимова. Обеспокоенный развитием событий, Ларин направил письмо Сталину, в котором обвинил Ибраимова «в возбуждении полутемных татарских масс». Отчаянные телеграммы посылал Сталину и Молотову вконец растерявшийся Петропавловский. В конце концов, Ибраимов был вызван в Москву, где в начале 1928 г. арестован и обвинен в уголовных преступлениях в годы гражданской войны. Принужденный под давлением признаться в организации убийства одного из татарских активистов и сокрытии бандитов, он был расстрелян.

Тогда же ГПУ подготовило закрытый «процесс 63»: так был выслан на Соловки цвет татарской национальной интеллигенции. Жестоко были подавлены и волнения среди крымских немцев, но примерно тысяче из них удалось покинуть СССР.

С целью освобождения земель под переселение евреев Президиум ЦИК СССР утвердил закон, признающий северокрымские территории землями всесоюзного значения. Решительные действия Москвы убедили американцев перейти от отдельных вложений к масштабной акции, рассчитанной на длительный срок. Началась разработка договора о займе между «Джойнтом» и правительством СССР, который и был подписан 19 февраля 1929 года. По договору «Джойнт» выделял по 900 тысяч долларов в год в течение 10 лет под 5% годовых. В случае успешной реализации проекта предполагалась выплата так называемых добавочных сумм до 500 тысяч долларов в год. Выплата долга должна была начаться в 1945 году и завершиться в 1954-м (когда и произошла передача Крыма из состава России Украине!). В случае нарушения советской стороной своих обязательств финансирование прекращалось. «Джойнт» оставлял за собой исключительное право без объяснений уменьшить сумму займа с 9 до 7 млн. долларов.

Особенность проекта заключалась в том, что правительство СССР выпускало на всю сумму займа и передавало «Джойнту» облигации, которые распространялись по подписке. Таким образом держателями акций земель в Крыму стали крупнейшие финансовые и политические фамилии Америки — Рокфеллер, Маршалл, Варбург, Рузвельт, Гувер и др.

5 сентября 1930 г. решением Крымского ЦИКа Фрайдорф становится центром еврейского национального района. В 1931 г. ОК ВКП(б) и Крымское правительство констатировали, что «еврейское переселение в Крым себя политически и хозяйственно оправдало». В республике были созданы еврейский национальный Фрайдорфский район, 32 еврейских национальных сельсовета, учреждена газета «Ленин Вег» на идиш.

Переселение евреев совпало с «раскулачиванием» и насильственным выселением из Крыма крестьян. ГПУ развернуло сеть лагерей по всему полуострову (только в Симферопольском районе их было четыре). Согласно докладу сотрудника Крымского ОГПУ Салынь, на 26 марта 1930 г. было «раскулачено» и определено к выселению 16 тысяч человек, а общее число выселенных достигало 25-30 тысяч.

Региональные власти по-разному реагировали на эти события. Так, в феврале 1931 г. председатель ЦИК Крымской АССР Мемет Исмаил Кубаев на партконференции Джанкойского района заявил, что Москва проводит политику великодержавного шовинизма, разоряет трудовые массы Крыма, прежде всего татар. На бюро ОК это выступление было расценено как «контрреволюционное», и Кубаев был немедленно снят с поста.

Члены одного из еврейских колхозов в Крыму
Переселение евреев порой встречало неприятие и со стороны местного населения. Земельные, экономические конфликты перерастали в национальные, в связи с чем с июля 1928 г. стал наблюдаться отток переселенцев (по отдельным колхозам текучесть достигала 60-70%). По переписи 1926 г. из 39.921 еврея в сельской местности проживало 4.083 человека. На 1 января 1930 г. из 49.100 крымских евреев лишь 10.140 проживали в селе. К 1941 г. число евреев увеличилось, по некоторым данным, до 70 тысяч, из которых в 86 еврейских колхозах проживали только 17 тысяч человек.

После установления дипломатических отношений с Америкой при активном содействии президента США Рузвельта стало наблюдаться уменьшение активности в колонизации Крыма. Одновременно усилились негативные настроения, подогреваемые разоблачениями «врагов народа». Отказ американцев заключить новое соглашение о займе до полного выполнения условий договора привел к тому, что вместо еврейской республики в Крыму учредили два еврейских района. В них, согласно общим принципам национальной политики СССР, все административные учреждения, суд, учебные заведения имели в качестве официального языка идиш, а общественные и просветительные учреждения содержались за государственный счет.

Деятельность националистических сил в Крыму, подпитываемая из-за рубежа, не прекращалась вплоть до 1934 года, но в более поздних источниках трудно найти даже упоминание о ней, видимо, потому, что 7 мая 1934 г. была образована Еврейская автономная область в Хабаровском крае. Отделение «Джойнт» в СССР было ликвидировано Постановлением Политбюро ВКП(б) от 4 мая 1938 г. К этому времени Д.Розенберг израсходовал на мероприятия по созданию еврейских колоний в Крыму 30 миллионов долларов.

С началом Великой Отечественной войны одним из важнейших вопросов стало пропагандистское и общественно-политическое обеспечение обороны страны. Одновременно с Антифашистским комитетом ученых, Славянским, Женским и Молодежным антифашистскими комитетами был создан Еврейский антифашистский комитет (ЕАК). Председателем его президиума стал кавалер ордена Ленина, народный артист СССР, член Художественного совета Комитета по делам искусств при СНК СССР, художественный руководитель Государственного еврейского театра (ГОСЕТ) Соломон Михайлович Михоэлс (Вовси). Ответственным секретарем — редактор газеты «Эйникайт» («Единство»), журналист и театральный критик Шахно Эпштейн, а заместителем председателя — поэт и драматург Ицик Фефер (Исаак Соломонович).

Во избежание роста еврейского национализма в стране, ЕАК изначально был сориентирован на заграницу, имея своей задачей (1) просоветски настраивать мировую общественность, устанавливая контакты с еврейскими международными организациями, и (2) привлекать в СССР западную помощь. По предложению Берия в 1943 году Сталин разрешил поездку руководителей ЕАК за океан.

Официально считается, что поездка Михоэлса и Фефера состоялась по инициативе Альберта Эйнштейна, однако миссия преследовала вполне конкретные прагматические цели: вызвать симпатии к СССР у евреев США и других стран и тем самым воздействовать на общественное мнение, склоняя его к мысли о необходимости открытия второго фронта. Пропагандистский аппарат Ф.Рузвельта превратно представлял вклад каждого из союзников в войну. Более того, в Штатах мало кто знал о зверствах фашизма: сколь парадоксальным это ни покажется, средства массовой информации Северной Америки замалчивали многое из того, что творилось в оккупированной Европе.

Американцы же, принимая делегацию ЕАК, преследовали свои цели. Хотя Михоэлс и Фефер выступали как представители Советского Союза, их воспринимали как посланцев всех русских евреев (отметим, что к началу 1-й мировой войны на территории Российской империи проживало 5,5 млн. евреев, а с 80-х гг. XIX века их эмиграция в Америку превысила 1,5 млн. По оценкам, накануне 2-й мировой войны на территории СССР проживало не менее 3 млн. евреев). Такому отношению к делегации ЕАК соответствовал и уровень приема Михоэлса за рубежом.

В ходе пребывания в США (три месяца), Канаде (два месяца), Мексике (две недели) и Англии (три недели) Михоэлс встречался с Альбертом Эйнштейном, председателем административного комитета Всемирного еврейского конгресса Н.Гольдманом, являвшимся лидером масонской ложи «Сыны Сиона», сенатором Д.Лименом, юристом-миллионером Д.Розенбергом, писателями Ш.Ашем, Э.Синклером, Л.Фейхтвангером, художником Марком Шагалом, Чарли Чаплиным, председателем Всемирного еврейского конгресса, главным раввином США доктором Стифеном Уайзом, президентом Американской федерации труда В.Грином, с Оппенгеймерами, многими видными банкирами и финансистами. В Англии по случаю приезда Михоэлса был организован Почетный комитет, включавший и жену Черчилля, и политиков, и деятелей рабочих комитетов Уитмена. Личность Михоэлса рассматривалась как связующая «между лучшим и прекраснейшим старого еврейского мира и всем лучшим и прекраснейшим нового».

На публичных митингах в ходе поездки Михоэлса побывало в общей сложности более 500 тысяч человек, а в фонд Красной Армии было собрано около 32 миллионов американских долларов. Казалось, вся Америка жаждала заполучить к себе в гости Михоэлса, так что доходило до курьезов (в результате одного из них часть путешествия Михоэлсу пришлось совершать на костылях: на одном из выступлений возбужденная публика смела деревянную трибуну, на которой стоял и от обломков которой и пострадал Михоэлс).

«Крымская проблема» обсуждалась практически на каждой серьезной встрече. Речь шла о проекте «Крымская Калифорния», не осуществившемся до войны, но реанимированном в 1943 году. Так, Д.Розенберг признался во время беседы: «Крым интересует нас не только как евреев, но и как американцев, поскольку Крым — это Черное море, Балканы и Турция». Судя по всему, делегации ЕАК дали понять, что приближается время выплаты долга СССР, но ситуацию можно изменить в случае возвращения к идее создания в Крыму еврейской республики. Речь шла о поддержке на фантастическую сумму — 10 млрд. долларов.

Политическое руководство США и ФБР сделали свои выводы по итогам поездки Михоэлса: промышленно-финансовые круги и деятели американской культуры, а также руководители еврейских организаций глубоко заинтересованы в предоставлении Крыма евреям не только СССР, но и всей диаспоры, посему создание еврейской республики в Крыму виделось достаточно удачной идеей. В долгосрочной перспективе это было, несомненно, выгодно США, в том числе для реализации их военно-стратегических и геополитических задач.

После возвращения Михоэлса в Москву проект «Крымская Калифорния» перешел на новую стадию. В феврале 1944-го — года блестяще проведенных стратегических операций, года «десяти сталинских ударов» — на стол Молотова ложится документ, написанный в Москве, в доме на Кропоткинской, 10, штаб-квартире Еврейского антифашистского комитета:

«В ходе Отечественной войны возник ряд вопросов, связанных с жизнью и устройством еврейских масс Советского Союза.

До войны в СССР было до 5 миллионов евреев из западных областей Украины и Белоруссии, Прибалтики, Бессарабии и Буковины, а также из Польши. Во временно захваченных фашистами советских районах, надо полагать, истреблено не менее 1,5 миллиона евреев.

...В свое время была создана Еврейская автономная область в Биробиджане с перспективой превращения ее в Еврейскую Советскую республику, чтобы таким образом разрешить государственно-правовую проблему и для еврейского народа. Необходимо признать, что опыт Биробиджана, вследствие ряда причин, в первую очередь недостаточной мобилизованности всех возможностей, а также ввиду крайней его отдаленности от места нахождения основных еврейских трудовых масс, не дал должного эффекта. Но, невзирая на все трудности, Еврейская автономная область стала одной из самых передовых областей в Дальневосточном крае, что доказывает способность еврейских масс строить свою государственность. Еще более эта способность проявлена в развитии созданных еврейских национальных районов в Крыму.

В силу всего вышеизложенного мы бы считали целесообразным создание Еврейской Советской республики в одной из областей, где это по политическим соображениям возможно. Нам кажется, что одной из наиболее подходящих областей являлась бы территория Крыма, которая в наибольшей степени соответствует требованиям как в отношении вместительности для переселения, так и вследствие успешного опыта в развитии там еврейских национальных районов.

Создание Еврейской Советской республики раз и навсегда разрешило бы по-большевистски, в духе ленинско-сталинской национальной политики, проблему государственно-правового положения еврейского народа и дальнейшего развития его вековой культуры. Эту проблему никто не в состоянии был разрешить на протяжении многих столетий, и она может быть разрешена только в нашей великой социалистической стране.

Идея создания Еврейской Советской республики пользуется исключительной популярностью среди широчайших еврейских масс Советского Союза и лучших представителей братских народов.

В строительстве Еврейской Советской республики оказали бы нам существенную помощь и еврейские народные массы всех стран мира, где бы они ни находились...

Исходя из вышеизложенного, мы предлагаем:

1. Создать еврейскую советскую социалистическую республику на территории Крыма.

2. Заблаговременно, до освобождения Крыма назначить правительственную комиссию с целью разработки этого вопроса.

Мы надеемся, что Вы уделите должное внимание этому вопросу, от осуществления которого зависит судьба целого народа.

Председатель президиума
Еврейского антифашистского
комитета СССР С.Михоэлс

Ответственный секретарь Ш.Эпштейн

Заместитель председателя
президиума И.Фефер

15 февраля 1944 г., Москва»

Примечательно, что попытка перевести решение вопроса в практическую плоскость предпринималась, когда Крым был еще оккупирован и до «третьего сталинского удара» оставалось два месяца. Жизненно важная проблема решалась «с заднего крыльца» — закулисно, кулуарно. И в 20-е, и в 40-е годы сам факт существования Крымской автономной республики будто игнорировался. В отличие же от 20-х, в 1944-м вопрос ставился не только о северной части Крыма, но обо всем полуострове.

Молотов отправил в архив письмо ЕАК — но не саму идею. В июне 1944 года в Москве состоялась встреча Эрика Джонстона и американского посла Аверелла Гарримана со Сталиным и Молотовым. Американцы предложили инвестировать в экономику Крыма 10 млрд. долларов, а также создать там республику, куда могли бы переселяться евреи со всего мира. Шла речь и о Михоэлсе как возможном руководителе этой республики. Сталин настаивал, чтобы инвестиции направлялись не только в Крым, но и другие районы СССР, пострадавшие в результате войны, и, в свою очередь, предложил фигуру Кагановича на пост лидера республики.

До июня 1945 года «Крымский проект», казалось, оставался в силе и в перспективе мог стать ключевым условием распространения на СССР «плана Маршалла». Идея создания в Крыму еврейской республики при поддержке США получала все более широкое хождение и среди советских евреев. Центром этих настроений по-прежнему являлся ЕАК во главе с Михоэлсом. Отдельные его руководители начали не-

осторожно распределять между собой высшие посты в будущей республике...

30 июня 1945 г. Президиум Верховного Совета СССР принял Указ о преобразовании Крымской АССР в Крымскую область РСФСР. Когда в ноябре 1945 года Гарриман попытался связаться со Сталиным через Молотова, чтобы обсудить вопросы экономического сотрудничества, его просьба о личной встрече была отклонена: Сталин уже выбрал иную политическую линию. СССР стал активно выступать в поддержку создания государства Израиль на части территории Палестины.

15 мая 1948 г. было провозглашено создание Израиля. Новое государство де-факто сразу было признано США и Советским Союзом, а 18 мая 1948 г. СССР первым установил с Израилем дипломатические отношения.

Американцы же, в частности Гарриман, продолжали настойчиво выяснять: как далеко Советы готовы пойти в политических уступках в обмен на помощь в рамках участия СССР в реализации «плана Маршалла»? Является ли «Крымский проект» для Москвы по-прежнему практической программой? Какие выгоды можно извлечь, посулив России кредиты?

«Сугубо конфиденциально.

Министру торговли США

А.Гарриману

Дорогой Аверелл!

Президент одобряет Ваши планы. Он добавил к ним следующее. Сосуществование на территории Крыма базы советского Черноморского флота и еврейской республики, открытой для свободного въезда евреев со всего мира, представляется несообразностью, чреватой непредсказуемыми последствиями. Это с самого начала вызывало его сомнения в реальности «Крымского проекта». Крым должен стать демилитаризованной зоной. Дайте знать Сталину, что он должен быть готов к тому, чтобы перебазировать флот из Севастополя в Одессу и на Черноморское побережье Кавказа. Тогда мы поверим, что Крымская еврейская республика — реальность, а не пропагандистский миф.

Дж.Маршалл»

Получив информацию из Вашингтона, Генсек вызвал начальника отдела «С» МГБ СССР генерал-лейтенанта Павла Судоплатова, участвовавшего в переговорах с Гарриманом, и поручил ему перепроверить данные. Через две недели тот доложил: американцы действительно готовятся выдвинуть предложения об отказе от репараций; информация же по Севастополю не подтвердилась...

«ОК», №5
август-сентябрь 1999 г.

...Из вопросов «инородческих» два самых важных — «еврейский» и «польский». Рассмотрим их с точки зрения проблемы русского могущества.

По отношению к вопросу «еврейскому» власть держится «политики страуса». Центр тяжести политического решения еврейского вопроса заключается в упразднении т.н. черты оседлости. С точки зрения проблемы русского могущества, «еврейский вопрос» вовсе не так несуществен, как принято думать в наших soit-disant [якобы (фр.)] консервативных кругах, пропитанных «нововременством».

Если верно, что проблема Великой России сводится к нашему военному «расширению» в бассейне Черного моря, то для осуществления этой задачи и вообще для хозяйственного подъема России евреи представляют элемент весьма ценный. В том экономическом завоевании Ближнего Востока, без которого не быть создано Великой России, преданные русской государственности и привязанные к русской культуре евреи прямо незаменимы в качестве пионеров и посредников. Таким образом, ради Великой России нужно создавать таких евреев и шире ими пользоваться. Очевидно, что единственным способом для этого является последовательное и лояльное осуществление «эмансипации» евреев. По существу, среди всех «инородцев» России — несмотря на все антисемитические вопли — нет элемента, который мог бы быть легче, чем евреи, поставлен на службу русской государственности и ассимилирован с русской культурой.

С другой стороны, нельзя закрывать себе глаза на то, что такая реформа, как «эмансипация» евреев, может совершиться только в атмосфере общего хозяйственного подъема страны. Нужно, чтобы создался в стране экономический простор, при котором все чувствовали бы, что им находится место «на пиру жизни». Разрешение «еврейского вопроса», таким образом, неразрывно связано с экономической стороной проблемы Великой России: «эмансипация» евреев предполагает хозяйственное возрождение России, с другой стороны, явится одним из орудий создания хозяйственной мощи страны...

Петр Струве
Великая Россия.
Из размышлений о проблеме русского могущества
1907 г.