Дом: «Войди, мой гость...»

Ров ГРАДСКИЙ

Дом-музей Волошина — один из уникальнейших мемориальных музеев мира. Затерянный в «холмах пустынь», расположенный в Коктебель, ставший с начала века «центром культуры не только России, но и Европы» (Андрей Белый).

Волошину — 26. Он начинает строить по собственному проекту дом буквально на берегу «киммерийского моря» («Всей грудью к морю, прямо на восток…»). Еще при жизни хозяина дом превращается в Дом Поэта, обиталище творческой, духовной и интеллектуальной атмосферы, Бог знает каким образом царящей (где?) на самом краю выворачиваемой наизнанку большевиками империи.

ДОМ БЫЛ БЕЗУМНО ГОСТЕПРИИМЕН. В доме изначально все задумывалось так, чтобы «гостей размещалось побольше и чтобы отдыхалось и работалось им поудобней» (из 22 комнат более 15 — гостевые). Места хватало всем, каждого нового гостя Макс старался поселить в «прохладной келье, беленной известкой», отдельно. «Обормотство» — стиль жизни обитателей дома, лекарство от снобизма, насмешка над «здравым рассудком» обывателя.

«Дверь отперта. Переступи порог. / Мой дом раскрыт на встречу…» Тысячи людей причастились этому удивительному острову культуры (дом как остров в мареве синих холмов), существовавшему во все самые тяжелые и бездуховные времена и пережившему их, непостижимым образом сохранившись духовно и физически. Дом — «гипсовый слепок с живого, прекрасного человеческого лица» Волошина.

В 1924 году Волошин получил удостоверение, разрешающее создание бесплатного дома отдыха для писателей. В 1932 году он передал свой каменный флигель под «Дом поэта» Всероссийского союза советских писателей.

Сегодня в ДОМЕ «живут» мемориальная и литературная экспозиции, проводятся многочисленные выставки, научные конференции; продолжаются творческие встречи, ставшие традиционными еще при жизни поэта. Музей не только активно участвует в культурной жизни нашего острова, страны, русского культурного континента, но продолжает «длить культурное наследие» уходящей традиции.

Человек, у которого «ступни горят…»

Максимилиан Александрович Кириенко-Волошин (1877-1932) — одно из самых ярких и в то же время загадочных имен в истории нашей культуры. Уже современники воспринимали его как поэта-странника. Странствия, хождения были для Волошина одной из форм познания мира, себя, очищения и преображения. Странствие «по лицу земли» есть работа над собственным ликом.

Марина Цветаева, размышляя над «пешеходничеством» Волошина, вспоминала: «Макс не жил на большой дороге, как русские, он не был ни бродягой, ни, в народном смысле, странником, ни променером. Он был именно Путником, тем, кто выходит с определенной целью...» Какова была цель Макса? Еще в 1902 году поэт писал: «Жизнь — бесконечное познанье. Возьми свой посох — и иди!»

Волошин исходил весь восточный Крым, в особенности горное побережье от Феодосии до Судака. «Свою Киммерию» он знал досконально, до геологических срезов, до исторических эпох.

Родился в Киеве 16 мая 1877 года — «корнями своими связан с Украиной». Предки по отцу — запорожские казаки, по материнской линии — обрусевшие с XVIII века немцы.

В юности исходил пол-Европы. Зрелость вернула поэта в Крым. «Вернувшись... я уже более не покидаю его, ни от кого не спасаюсь, никуда не эмигрирую — и все волны гражданской войны и смены правительств проходят над моей головой. Стих остается для меня единственной возможностью выражения мыслей о совершающемся». В пустыне Коктебеля он так и останется до самого конца земного пути, превращая «край синих вершин» в одну из культурных столиц русского континента.

Волошин невероятный трудолюб — каждое утро по 2-3 акварели. А в беседах с друзьями Макс признается, что никогда не стал бы художником, если бы в детстве не встретился с крымской землей — вначале в окрестностях Севастополя, затем Коктебеля. «Я почувствовал, что природа мой дом, мое единственное утешение, <…> природа многоликая, многоцветная, выкованная крепкой, неведомой рукой…»

Китайская классическая формула гласит: «В стихах — картина, в картине — стих». Живопись и поэзия образуют в творчестве Волошина органичное единство. Место, где это единство было найдено, — Киммерия: полоска скупой землицы от черного Карадага до всецветного Хамелеона.

Какой такой силой обладает эта земля, что «связала» странника, и он навсегда остался с ней? Погребен Волошин согласно завещанию на вершине горы Кучук-Енишары в «милой Коктебель».

«ОК», №4, май-июнь 1999 г.