История косовского вопроса

Современное этническое состояние Косовского края — результат непростого и долгого исторического процесса.

В средневековье Косово являлось одним из центров сербской государственности. Многочисленные церковные и светские памятники того времени свидетельствуют о расцвете сербского искусства, прерванном турецким завоеванием. Косово сохраняло сербский характер и под османским игом. Влияние и процветание православия отразилось и в названии части автономного края — Метохия (церковные земли).

Центром духовной и культурной жизни сербского народа Косово оставалось вплоть до XVII века, когда постоянные восстания сербов против Порты и жестокие турецкие репрессии вынудили православных искать убежища за пределами Турции, а значит — и собственной исторической родины. Их опустевшие земли в Косово постепенно занимали албанцы, массовый переход которых в ислам происходил в то же время. В социальной структуре Османской империи принявшие ислам албанцы занимали более привилегированное положение, нежели гяуры-сербы, что давало им возможность безнаказанно притеснять последних, ускоряя исход православных.

Так продолжалось более двух веков, до Балканских войн 1912-13 гг., когда Сербия и Черногория освободили край от турков. За это время албанцы успели обжиться в Косово: с XIX века Косово стало одним из центров их национальной жизни.

Еще перед Второй мировой войной сербы и черногорцы составляли большинство населения края (около 60%), но за последние 60 лет численность албанского населения Сербии увеличилась в шесть с половиной раз, в то время как численность сербов и черногорцев — лишь на 60%.

Итальянцы и нацисты, оккупировавшие область в 1941-44 гг., покровительствовали албанцам и преследовали сербов, изгнав из края 100.000 человек. Их место также заняли переселенцы из Албании.

В 1945-м победившие коммунисты Тито создали автономию Косова и Метохии, запретив возврат в Косово изгнанным сербам и открыв границу для переселенцев из Албании. К тому времени у косовских албанцев установилась самая высокая в Европе рождаемость (среднестатистическая семья в 1981 году состояла из 6,9 человек). Все это привело к тому, что в 1948-91 гг. численность албанцев в Косово выросла с 480.000 до 1.607.000 человек.

В условиях демографического взрыва в самом отсталом регионе Югославии албанские кланы избрали тактику непрерывного выдавливания из Косова сербов и черногорцев. Неоднократно осквернялись и разрушались христианские святыни и исторические памятники. Жизнь сербов в крае немногим отличалась от положения русских в Чечне после 1991 г. Сочетание повседневного «бытового национализма», запугивания и откровенного попустительства со стороны местных властей оказалось крайне эффективным. По некоторым данным, более 220 тысяч сербов и черногорцев покинули Косово и Метохию только за последние 30 лет. При Тито было запрещено даже само упоминание «тихой этнической чистки». Попытки развязать «косовский узел» шли исключительно в русле удовлетворения амбиций албанской общины: повышение статуса края, облегчение контактов с Албанией, привлечение албанских преподавателей, воспитывавших молодежь в великоалбанском духе, и т.п.

В 1968 году сербы начинают бить тревогу, поскольку экспансия пересекла опасную черту: многих сербов принуждали продавать свои дома албанцам.

В начале 60-х в Косово становится популярной идея всеалбанского объединения в рамках достаточно мрачной идеологии энверизма (Энвер Ходжа, лидер коммунистической Албании, рьяный адепт сталинизма).

Согласно Конституции 1974 года, Косово, формально входя в состав Сербии, фактически становится республикой со всеми атрибутами государственности — парламентом, правительством, представительством в высшем органе федерации — Президиуме СФРЮ.

Перенаселенное Косово остается самым экономически отсталым регионом Югославии, поскольку массированные вливания последних десятилетий использовались местными албанскими властями крайне неэффективно.

В 1981 году, через год после смерти Тито, албанцы вышли на улицы под лозунгом «Косово — республика», породив цепную реакцию гомогенизации остальных народов Югославии. Сепаратистское похмелье и сопровождающая его гражданская война стали неизбежными.

Новая косовская оппозиция создавалась интеллектуалами. Союз писателей Косово стал политическим клубом. В 1989 году «клуб» возглавил Ибрагим Ругова. С тех пор Ругова является косовским Арафатом (как его любят называть косовары), правда, чуть более мягким — интеллигент, что ли. Тем не менее, это не помешало Ругове создать фактически параллельную систему власти в крае: парламент, сеть школ и культурных центров, что не замедлило принести сввои плоды. Другая сторона характера Руговы, не позволявшая ему проявлять власть, привела к росту влияния радикалов из Армии освобождения Косово (АОК). АОК — организация уникальная: это разветвленная военизированная структура сетевого типа, прекрасно приспособленная для ведения боевых действий небольшими группами численностью 3-5 человек в условиях партизанского сопротивления. Ядро АОК — студенты, молодежь, лишенная всяких социальных перспектив. Их террористическая активность — просто месть отвергнувшему их окружающему миру.

...Современная история Балкан — опыт отвержения целых народов.