Легенды о происхождении хмельных напитков

Андрей Вознесенский - Александру Ткаченко:
"Покрывать себя неувядаемой славой, Саша, легче, если предварительно все внутри проспиртовать"
С вином, как и с другими хмельными напитками, практически у всех народов связано множество разнообразных легенд и сказаний, особенно касающихся его происхождения.

Хмельные напитки были известны индоевропейским народам с самых древних времен. Особенно ценился опьяняющий напиток сома, который считался священным и благородным даром неба. В честь сомы сочинялись и исполнялись гимны, зафиксированные в ведах и авесте, а человек, упившийся этим напитком, считался прорицателем: Бог вещал его устами.

Борис Дейч - Анатолию Яланецкому:
"Счастливым надо родиться. Остальным - не надо"
У античных греков можно встретить уже некоторый спектр взглядов на вино и процедуру его потребления: спартанцы гнушаются его; другие, хотя и презрительно смотрят на пьянство, тем не менее, ценят вакховый подарок и устраивают время от времени вакханалии в его честь. У греков же мы находим одни из первых сказаний о происхождении растения, из которого производят вино. По этим сказаниям, Вакх, нашедши виноградную лозу, хотел пересадить ее, для чего вложил росток в птичью кость. Однако растение стало так быстро расти, что пришлось немедленно искать другого вместилища: тогда Дионис пересадил лозу в львиную, а затем в ослиную кость. Прибыв в город Наксос, он посадил лозу в землю вместе с тремя костями, и потому люди, пьющие вино, сперва поют, как птички, потом становятся львами и, наконец, обращаются в ослов...

Владимир Комоедов - Юрию Лужкову:
"Михалыч, я что думаю: у нас не пьет, наверно, только Солженицын, потому и знает, как нам обустроить Россию"
Существует и другое, более древнее талмудическое предание о том, что, когда Ной сажал виноградную лозу, Дьявол полил ее кровью овцы, льва, обезьяны и свиньи, вследствие чего вино может приводить к соответствующим результатам. В слове Мефодия Патарского утверждается, что именно Дьявол научил жену Ноя готовить хмельной напиток.

Со многими подробностями рассказывается в старой русской повести «Отчего уставится винное питие», как черт научил мужика делать водку и как последний разбогател вследствие этого мероприятия. Подобная же история повторяется в белорусских и малорусских сказках (здесь уместно отослать нашего читателя к «Народным славянским рассказам» Боричевского и «Малорусским народным преданиям и рассказам» Драгоманова), где вино интерпретируется как дьявольское изобретение. Лев Николаевич Толстой обработал эти предания в одной из своих сказок.

Богомилы учили, что «вино и жена от Диавола», главным образом доказывая и здесь вину Сатанаила...

"ОК", №5

август-сентябрь 1999 г.