Остров Тузла

«Считавшийся потерянным для Украины остров в Керченском
проливе способен принести стране миллионы долларов...»

Сергей ГОРБАЧЕВ

Производная «царского» подарка

«…Свежевскопанная Тузла привлекла напряженное внимание семейства воздухоплавающих: над фронтом земляных работ постоянно кружили вертолеты то украинской, то российской пограничных служб и целый выводок геликоптеров Багеровского училища». Фото А. Канищева
В 1954 году страна праздновала 300-летие воссоединения Украины с Россией. Праздновала широко, можно сказать, со сталинским размахом, но с хрущевским колоритом. Пожелтевшие подшивки газет хранят отчеты о том, как отмечался этот «большой национальный праздник всех братских народов СССР». Причем праздновали в течение нескольких месяцев не только в РСФСР и Украине, а во всех республиках Союза. Разумеется, в Киеве и Москве состоялись юбилейные сессии Верховных Советов братских республик, а по приказу министра обороны страны маршала Советского Союза Н.А.Булганина 23 мая в Киеве, Харькове, Переяславе-Хмельницком, во Львове, в городах-героях Севастополе и Одессе были проведены парады войск и произведены салюты двадцатью артиллерийскими залпами. Венец торжеств пришелся на 30-е мая. В этот день в Москве состоялись грандиозный военный парад и демонстрация трудящихся.

Главным же событием стал «царский» подарок Никиты Сергеевича Хрущева: в состав УССР была включена Крымская область России. Плюс к этому, 22 мая, в ознаменование юбилея Украинская ССР и ее столица Киев — «в связи с 300-летием воссоединения Украины с Россией и отмечая большое значение Киева в истории русского, украинского и белорусского народов» — были награждены орденами Ленина.

Через неделю такой же награды была удостоена РСФСР. Правда, в состав России вместе с орденом ничего передано не было. Более того, вместе с Крымом Украине отдали кое-что еще...

Чужой Азов

В наше чрезвычайно политизированное время, характеризующееся обилием информации, довольно часто ощущаешь... информационный голод. Порой из огромного потока сообщений и фактов непросто «выловить» нужные, а многие события и явления, как современные, так и исторические, по-прежнему остаются настоящими «белыми пятнами». К таковым относится и проблема косы Тузла.

Сегодня несложно узнать, как передавался Украине Крым. Мягко говоря, тогда, в 1954-м, был допущен целый ряд правовых нарушений (не говоря об этических «проколах»), которые в условиях СССР не носили принципиального характера. После 1991 года, когда административные границы, «отвердев», стали государственными, их делимитация влечет за собой серьезные последствия, самым непосредственным образом затрагивающие национальные интересы «молодых» независимых государств, к которым, по иронии судьбы, относится и Российская Федерация.

Увы, но нынче мало кому известно: Россия может лишиться... Азовского моря. Да-да. В настоящее время ситуация в его акватории такова, что оно может стать международным. Вопрос даже ставится так: это внутреннее море России и Украины или море, свободное для плавания? Если последнее, то это влечет за собой последствия не только экономического и экологического, но и — главное — геополитического характера. Так, уже в ближайшее время может разрушиться режим судоходства, сложившийся за последние века. Тенденция обретения внутренним морем международного статуса проявляется, к примеру, в том, что с 1992 года сюда заходят корабли под флагами третьих стран, фактически международными стали порты Керчь, Мариуполь и Ейск.

При дальнейшем развитии ситуации возможным станет и заход в Азовское море иностранных военных кораблей. Потенциально создаются предпосылки для использования его шельфа (разработка нефтегазоносных пластов) и ресурсов (рыбные запасы) третьими странами и таким образом — для нанесения перманентного экономического и экологического ущерба. А корень проблемы — в принадлежности всего нескольких гектаров земли.

«Соленый Гибралтар» Причерноморья

Коса Тузла (названа так или по одноименному мысу, получившему свое имя в память об одном из хазарских каганов, или от тюркского «туз» — соль, либо «тюз» — плоский, ровный, гладкий), известная также как Южная или Средняя, замыкает южную часть Таманского полуострова Краснодарского края в северо-западном направлении, глубоко вдаваясь в Керченский пролив. Расстояние между оконечностью косы и Крымским полуостровом составляет сегодня около четырех километров. Ее общая протяженность вместе с надводной и подводной частями — 11 с лишним километров, максимальная ширина надводной части — около 600 метров. В настоящее время над водой возвышаются четыре участка косы, самый большой из которых имеет площадь около 35 га, самый малый — около 10 кв.м. Средняя глубина пролива между мысом Тузла (Тамань) и надземной частью косы не превышает 0,3-0,6 метра. На расстоянии 2,5 километра от мыса имеется искусственная промоина глубиной порядка 1,3 метра и шириной не более 30 метров. Учитывая, что сгон воды в Керченском проливе достигает 1-2 метров, наличие подводной части косы весьма условно: в шторм более двух баллов коса обнажается. В тихую погоду практически на всей протяженности косы появляются небольшие клочки суши, на которых располагается большое количество птиц. В настоящее время между сухопутной частью косы и мысом Тузла существуют, по меньшей мере, три постоянных островка площадью не более сотни метров. Между тем, на картах коса представляется как остров, хотя сей факт не просто оспорим: вполне очевидно, что Тузлинская коса — это продолжение кубанской земли.

Генезис косы однозначно свидетельствует о том же. Тузлинский нанос — песчаная полоса, полупогруженная в илы. Коса растет в результате типичной аккумуляции береговых наносов. Известно, что триста лет назад здесь была цепочка островов — в виде сплошной косы они впервые появились на карте 1830 года. В дальнейшем в теле косы образовалось несколько проливов. Один из последних прорывов произошел в 1925 году. А произошло это так.

Керченский пролив всегда был одним из главных районов азово-черноморского рыболовства. Косяки сельди, хамсы и другой рыбы дважды в год кочуют через пролив из Черного моря в Азовское и обратно. До прорыва косы тактика лова была довольно простой. Ожидая благоприятной погоды для прохода из Азовского моря через узкую часть пролива между оконечностью Тузлы и Павловским мысом Керченского полуострова, рыба откатывалась в сторону Таманского залива, где ее можно было ловить без особых усилий на поиски.

В 1925 году для прохода рыбацких лодок у основания косы был прорыт канал, который по идее не мог нанести ущерб рыболовству. Однако по иронии (или воле) судьбы, в том же году во время сильного южного шторма море прорвало косу вблизи Таманского берега и она превратилась в остров, отделенный от мыса Тузла проливом, достигшим через некоторое время ширины нескольких километров. Условия рыболовства резко изменились.

В первые годы, пока пролив был узок, рыбаки не знали проблем. Но когда он расширился, рыба получила два выхода в море и стала пользоваться ими поочередно. Это понизило концентрацию рыбы и уменьшило уловы. Вопрос стал настолько серьезен, что рыбаки настойчиво потребовали закрыть промоину. Однако сделать это оказалось не так-то просто.

В 1948-49 годах через всю «промоину» был забит редкий свайный забор, на который натянули заградительную сеть, состоящую из металлических колец около 15 см в диаметре. Предполагалось, что, когда будет создана хотя бы частичная помеха для течений, здесь начнет аккумулироваться нанос и коса постепенно восстановится. К сожалению, ученые-береговики к обсуждению проекта не привлекались. И мера эта не произвела никакого эффекта, зимой же все заграждение вовсе разрушилось.

Прошли годы, но, тем не менее, след от прорытого канала сохранился на картах. И только на них: полевые исследования показывают, что намывание косы, ее укрепление и восстановление продолжаются. Не исключено, что в перспективе Тузла будет восстановлена. На основании произведенных в разное время полевых работ можно составить вполне определенное мнение: доказано, что когда-то коса лежала южнее — она «гуляет» по проливу.

Периоды размыва Тузлы и некоторых других кос совпадают с усилением циклональной деятельности атмосферы, когда повышается и активность течений Черного моря. Поэтому образование «промоины» в 1925 году — вполне регулярное явление. Можно ожидать ее «зарастания» и без вмешательства человека.

Так что вполне возможно, что Украина и Россия вскоре получат еще один участок сухопутной границы — между Автономной Республикой Крым и Краснодарским краем. Нонсенс, тем более, что...

Перетягивание косы

В 1777 году русские войска генерала И.Ф.Бринка берут Таманский полуостров, который переходит под юрисдикцию России. В августе 1792 года на косе Тузла высаживаются казаки Черноморского, будущего Кубанского, казачьего войска. Так началась история заселения Кубани. Небезынтересно: в начале XX века на косе размещалось до десятка казачьих хуторов. Надо отметить, что с самого начала заселения коса стала ареной борьбы российских Кубани и Крыма за обладание ею. 28 ноября 1869 года принадлежность косы Кубани была подтверждена Указом Российского Сената; границей было предписано считать середину пролива между Крымом и крайней точкой Таманской косы.

В дальнейшем практические попытки передела неоднократно возобновлялись, а судьбу косы определил случай: в ходе выборов в местные советы — в результате бюрократических накладок или чьей-то недоработки — на косу не были доставлены бюллетени для голосования. И «по просьбе трудящихся» был поднят вопрос об административном переподчинении: по ходатайству Среднекосинского рыбного завода коса Тузла была передана в ведение Керченского горсовета. По этому поводу вышел Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 7 января 1941 года «О перечислении острова Средняя коса (Тузлы) из Темрюкского района Краснодарского края в состав Крымской АССР». Хотя война и помешала развернуть этот проект на практике, подчеркнем: передел осуществлялся внутри РСФСР.

В 1954 году Крымская область была передана УССР, но вопрос определения границы между двумя братскими республиками возник только в 1958 году. Тогда вспомнили о предвоенном Указе — инициатором стал «Укрдержрыбвод». Тогда российские и украинские милицейские начальники взяли границу «на дежурство согласно Указу». Пикантность ситуации — правовая и практическая — заключалась в том, что руководством к действию Госгеонадзора МВД УССР стал документ высшего органа власти... РСФСР: «украинских» документов на сей счет не имелось.

Однако реально косу передали Украине только в начале 1970-х годов: в 1973 году произошло согласование административной границы. Сделано это было на уровне руководства Крымской областной и Краснодарской краевой исполнительных властей, что нелегитимно, так как подобные вопросы — в компетенции исключительно Верховных Советов.

Так или иначе, но до 1991 года проблемы Тузлы как таковой не существовало. Теперь же она, как английский Гибралтар, приобрела стратегическое значение: кто владеет косой — владеет Керченским проливом. Сложилось так, что сегодня им владеет Украина, а плавание по проливу обеспечивает Керченский порт.

В течение последних десяти лет вопросы о Тузле и об определении режима судоходства в проливе поднимались неоднократно. Тузла остается ключевым звеном в решении проблемы делимитации границ между Россией и Украиной, определении существующего и предполагаемого статусов Керченского пролива и Азовского моря.

Как это часто бывало и бывает, российское руководство своевременно не придало значение тому, что произошло, а украинское — наоборот. Так, к примеру, газета «Всеукраинские ведомости» опубликовала статью под длинным, но многоговорящим заголовком: «Считавшийся потерянным для Украины остров в Керченском проливе способен принести стране миллионы долларов». В общем, счастье нежданно привалило: Украина однозначно считает, что все иностранные суда, в том числе, естественно, и российские, должны платить канальный и лоцманский сборы за проход по Керченскому проливу. В настоящее время через пролив ежегодно проходит около 8-8,5 тысячи судов, из которых 65% — непосредственно российские или следующие в российские порты. Ежегодные потери России от прохода судов по Керчь-Еникальскому каналу составляют около 15-16 миллионов долларов США.

Обострились и проблемы рыболовства: рыборазводные заводы находятся в Краснодарском крае, а зимовальные ямы — на Украине.

Что делать?

Конечно, договариваться. Попытки сделать это на уровне внешнеполитических ведомств не прекращаются. Украина настаивает на том, чтобы разграничить пролив. Позиция России заключается в том, чтобы Керченскому проливу, как и Азовскому морю, придать статус внутренних вод России и Украины. В этом случае речь будет идти о совместном использовании косы Тузла. Однако результата у переговоров пока нет: не могут договориться о разделении зон ответственности за навигационно-гидрографическое обеспечение плаваний в Азовском море и Керченском проливе Главное управление навигации и океанографии Министерства обороны России (ГУНиО МО РФ) и Гидрографическая служба Украины (Национальное агентство морских исследований и технологий при Кабмине Украины). В связи с этим, исходя из стратегических и экономических интересов России и учитывая, что решение проблемы может затянуться, на свет появляются самые разнообразные проекты. К примеру, предлагается в одностороннем порядке произвести установку российского навигационного оборудования в Керченском проливе на фарватерах №№ 50 и 52. Есть даже вариант углубления промоины между косой Тузла и мысом Тузла для обеспечения российского судоходства. Пророют этот фарватер — исчезнет последнее место нереста керченской сельди и хамсы...

Ситуация осложняется тем, что у Украины нет средств, необходимых для наблюдения за действующими фарватерами, а потому остается один путь — сотрудничество.

С учетом природно-географических особенностей и истории формирования границы между Россией и Украиной в акватории Азовского моря, а также перспектив развития интеграционных процессов, в качестве одного из вариантов решения накопившихся проблем возможно придание границе исключительно экономического статуса под юрисдикцией только прибрежных стран. Тогда появляется реальная возможность разработки на основе двусторонних соглашений правил ведения хозяйственной, промысловой и иной деятельности, прохода иностранных судов по судоходному фарватеру Азовского моря, обеспечения охраны морской границы в направлении Турции на черноморском стыке российско-украинских участков пограничниками двух стран.

Конечно, есть и другой вариант: соответствующее решение в интересах России правомочна принять Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации. Историческая, правовая и географическая основы для этого существуют.

А между тем...

...идут годы, а значит, в нашем быстроменяющемся мире многое происходит.

Перед войной на косе проживало около 500 человек, из которых 369 работали на Среднекосинском рыбозаводе Темрюкского района Краснодарского края. Сейчас постоянных жителей здесь нет, а поселок Средняя Коса, с 1950-х годов относившийся к Керченскому горсовету, давным-давно исключен из учетных данных. Рыбозавод захирел и переместился на мыс Тузла, туда, где рыбу перерабатывали еще до 1917 года. Сегодня со стороны моря на косе можно видеть несколько заброшенных строений да палатки отдыхающих, появляющиеся здесь летом. В общем, время делает свое дело: что-то гибнет, но... что-то и рождается — в частности, идеи, возникающие на базе различных фактов, в том числе новых.

Так, в результате геолого-геофизических исследований акватории Азовского моря обнаружено порядка 120 локальных структур, перспективных для разработки мелких месторождений нефти и газа. Открыто 7 нефтегазовых месторождений. В пределах российской части моря ресурсы составляют суммарно 50 миллионов тонн нефти и порядка 150-200 миллиардов кубометров газа. Как распорядиться этим «добром»?

Все, конечно, зависит от людей. Можно по справедливости, а можно... «как всегда»...

К примеру, некоторые «горячие головы» считают оптимальным установление границы экономической зоны Украины по прямой линии от выхода госграницы из Таганрогского залива до входа в Керченский пролив. Тогда, по их мнению, до 70% акватории Азовского моря попадает в украинскую экономическую зону. По этому поводу те же «Всеукраинские ведомости» писали: «В этом случае российские рыбаки должны будут покупать в Украине лицензии на вылов рыбы».

Как говорится, дослужились!

Севастополь
«ОК», № 1-2, 2000 г.

Об острове Тузла (Средняя Коса)

Справка из Программы Боспорского форума

Остров Тузла, или Средняя Коса — песчаный остров в центре Керченского пролива, длиной 7 км и шириной до 500 м. Некогда соединялся узкой песчаной косой (размытой сильным штормом в середине 1920-х годов) с азиатским берегом (традиционная граница между Европой и Азией чаще проходила по Боспору Киммерийскому — Керченскому проливу), представляя тогда собою по сути полуостров. Упоминается в периплах понтийских берегов как Акмэ (гр. «Остриё», «Оконечность»). Таким образом, находиться на острове Тузла (epi xyroy Akmes istasthai) означает также «стоять на кончике бритвы», «находиться в критическом положении». Соответственно «Akme logon» — буквально «лучшее время для речей», поэтому в рамках выездного заседания Форума на острове должны проводиться пленэрные поэтические чтения. Воистину, dulce eat desipere in loco.

Волею судьбы остров находится между Меотидой и Понтом, Европой и Азией, Крымом и Кавказом, Украиной и Россией... Здесь, в ситуации а ля Крузоэ, особенно остро ощущается сартровская заброшенность в историческом провале между Античностью и Апокалипсисом. Во время вылазки, помимо прочего, предполагается акция «Письма с Понта», или «бутылочная почта». Каждый участник Форума при желании сможет отправить epistola ex Ponto (лат. «письмо в XXX век»). Из экологических соображений сотня почтовых бутылок будет заменена одной дубовой бочкой, долженствующей впоследствии пройти (по течению реки Океан) последовательно Эвксинский Понт, Симплегады, Боспор Фракийский, Пропонтиду, Геллеспонт, Эгейское, Ионическое моря, Сциллу с Харибдой, Тирренское и Лигурийское моря и выйти к 2000 году через Геракловы Столпы во Внешнее море. Правительства и береговые службы средиземноморских стран заблаговременно предупреждаются о прохождении почтовой бочки...

Следует добавить также, что на острове ежегодно проводится международный слёт любителей фантастики «Комариная плешь» (организатор — редактор журнала фантастики «Никогда» Андрей Цеменко). Впрочем, об этом — в статье «Город вечной мечты».

Игорь СИД