Провинциальный туризм

Алексей ТУПИЦЫН

Все чаще пустующие пляжи и пансионаты крымского побережья рано или поздно заставят задуматься местных чиновников и бизнесменов от индустрии отдыха о том, что же все-таки происходит. «Вдруг» оказалось, что богатейший туристический потенциал Крыма, о котором так долго твердили островные власти, стал миражем в отсутствии реальной программы его использования. Разумеется, этим фактом можно козырнуть и еще раз указать на бездействие тех, кому по долгу службы положено развивать туризм. Но нам хочется другого — разобраться, как сегодня, в конце XX века, функционирует «индустрия гостеприимства».

Возьмем для примера матушку Россию, центральную ее часть. Там протекает река Волга и проходит самый, пожалуй, знаменитый национальный маршрут «Золотое кольцо».

«Золотой» маршрут

Созданный в конце 1970-х маршрут «Золотого кольца» должен был стать витриной провинциальной жизни России, которую не стыдно показывать и иностранцам, извлекая из их любопытства значительные валютные доходы. Он и стал витриной. А иностранцы полюбили маршрут, проходящий через старинные русские города: Александров, Владимир, Иваново, Кострому, Муром, Переславль-Залесский, Плес, Ростов, Сергиев Посад, Суздаль, Углич, Ярославль. Каждый из этих городов богат уникальными историческими памятниками, в каждом до сих пор зримо присутствует многовековая русская традиция, иногда забавно переплетающаяся с современностью.

И сегодня поток туристов на «Золотом кольце» растет. За него уже идут бои.

Бои местного значения

Отношения туроператоров с бизнесменами и властями городов, через которые проходят речные маршруты, далеки от дружеских. И те, и другие стремятся к тому, чтобы турист ночевал, пил, ел и отоваривался именно на их территории. Те, кто обеспечивают ночевки, получают наибольшую прибыль. Идеал туроператора — чтобы туристы вообще не сходили на берег, а покупали сувениры и ходили в рестораны исключительно на борту теплохода. Тогда прибыль оператора будет максимальной. Идеал городских властей — чтобы туристы ночевали в городских гостиницах, там же покупали сувениры и, главное, «откушивали» в ресторанах древнего града. Изобретательности в том, как сманить туриста с теплохода на волжский берег, им не занимать.

Вот, например, небольшой городок Углич, население которого едва достигает 35 тысяч жителей, принимает в год более 120 тысяч туристов. Как правило, это те, кто путешествуют по Волге пароходом. Стоянка в Угличе длится 3-4 часа, и за это время туристам предлагается осмотреть кремль, купить часы одного из старейших в России часовых заводов «Чайка», а также посетить «музей-библиотеку русской водки». Музей этот создан полгода назад местным предпринимателем Артуром Сазоновым, который совершенно справедливо рассудил, что если сто тысяч туристов за год оставят в музее хотя бы по доллару (господа, речь идет о том, чтобы пропить всего один доллар!), то бедная старость ни ему, ни его сотрудникам не грозит.

И что же это такое — музей русской водки? Большая комната в здании бывшего кинотеатра, где собраны экспонаты — армии водочных бутылок — со всей Руси великой. Есть здесь отдел, в котором любой желающий может узнать, какую водку пить не следует. Есть отдел, в котором показано, как этот напиток делали великороссы до Дмитрия Менделеева, который, как известно, отец не только Таблицы элементов, но и промышленной технологии производства водки.

Сердцем же музея является дегустационная изба, где каждый может отведать два-три сорта первоклассной водочки, закусив малосольным огурчиком и занюхав краюхой черного хлеба из муки грубого помола. Огурцы — особая история. На их поставку музей объявил в городе тендер. Победила семья, которая вот уже полгода поставляет в музей по ведру отборных хрустящих огурцов в неделю.

Кроме музея водки в славном городе Угличе есть музей мыши в Мышкине, музей часов и колоколов в Ярославле (кстати, первый частный музей в России). Остальные волжские музеи традиционны, и посетив один, можно смело предполагать, что увидишь в следующем.

Отдельная история с ресторанами. Русская кухня — еще один аргумент, ради которого стоит сойти «с корабля на бал». Практически в каждом крупном волжском городе есть два-три очень приличных ресторана с прекрасной кухней, как современной, так и старинной. Забытые уже рыбник, курник, грибник, а также деликатесы — щучья икра, грибы — и неизменная водочка с квасом, которую непременно нужно попробовать в Ярославле или Владимире.

Большое белое пятно

Что сдерживает развитие туризма в России? Почему, например, в Ярославской области из 60 туристических фирм только около 10 работают на въезд иностранных туристов, а остальные — исключительно на выезд отечественных? Как государство должно поощрять фирмы, занимающиеся въездным туризмом? Почему одна и та же туристическая услуга в соседних городах ценится по-разному? Это — вопросы, на которые вынуждены отвечать региональные и местные власти, заинтересованные в развитии «индустрии гостеприимства». Кроме того, необходимо осуществить целый комплекс мер по созданию имиджа центральной России как привлекательного туристического региона.

Путешествие из Америки в Россию — недешевое удовольствие, которое могут позволить себе состоятельные люди, прожившие жизнь и имеющие сбережения. Те, кому за 50, — основные «потребители» подобных туров.

— Что привело вас в Россию, — поинтересовался я в Угличе у четы пожилых американцев из Нью-Йорка. — Природа? Люди? Музеи?..

— Пожалуй, больше всего нас привлекло то, что Россия — большое белое пятно на наших туристических картах, — ответили они. — Нам захотелось его заполнить, хотя бы для самих себя.

Москва — Ярославль — Углич — Кострома — Москва.

«ОК», №6, ноябрь-декабрь 1999 г.