«Сурожская Русь»

Дмитрий СИНИЦА

Судакская крепость. Гравюра с рисунка Гейсслера, конец XVIII - начало XIX вв.
Существует мнение, что «русские» начали осваивать Крым еще с VIII века до н.э. (практически одновременно с эллинами) в рамках проекта «Сурожская Русь» — славянской купеческой республики наподобие Великого Новгорода или Дубровника. Здесь господствовала языческая религия, с верой в бога солнца Сурью, давшего название городу Сурож (затем Сугдея и ныне Судак), и бога скота Велеса, он же Тавр (от чего и возникло слово «Таврида»). Сурожане соперничали с греками, надолго попадая в зависимость от них (437 год до н.э. — 212 год н.э.), конкурировали с готами (конец III века н.э.).

Язычество сменилось христианством, сначала в форме арианства, принятого под готским влиянием, а затем и православия, пришедшего из Византии задолго до официально признанного «крещения Руси», а именно в 580-590-х гг. Победа новой веры вовлекла крымских славян в орбиту влияния Константинополя и привела к сворачиванию собственного проекта. Тем не менее, славянская община являлась преобладающей в Судаке до 1475 года, когда, опасаясь атаковавших полуостров турок, сурожане покинули край.

Гипотеза о «Сурожской Руси» не получила пока официального признания, однако она привлекательна и могла бы служить эффективным аргументом для обоснования исторических прав и обязательств России в отношении Крыма.

«Уже и теперь, несмотря на глушь этих мест, центр по производству вина в Крыму и главная торговля Крыма виноградом сосредоточены в Cудакской и других соседних с ней долинах. <...>

Судак играет роль маленькой торговой столицы здешнего виноделия. Его вина в значительном количестве вывозятся и сухим путем в Россию, и морем в Таганрог, где они поступают на местные фабрики вин, доставляя русскому потребителю самые разнообразные сорта «заграничного вина». В то время, как самое плохое южнобережное вино стоит 3 рубля за ведро, а порядочное — 6 рублей и более, в Судаке еще нередки вина по 50 копеек серебром и по 1 рублю — за ведро. <...>

Судак сам по себе глухой и скучный город, в который редко заглядывают пароходы, особенно не в виноградный сезон; в нем большею частью живут греки, татары да управляющие виноградников. Но с исторической и художественной точки зрения он очень интересен. На крутой обрывистой горе над самым морем еще целы развалины древней Сугдеи, пресловутого Сурожа наших старинных летописей, которому еще в «Слове о полку Игореве» «див кличет вверху древа», который дал имя свое «и морю Сурожскому», и «купцам сурожанам», что приезжали в нашу Москву белокаменную торговать «суровским товаром».

Сурож был в средние века своего рода Марселью или Феодосиею для южной России. Здесь была еще до генуэзцев почти независимая греческая муниципальная республика Сугдея, основанная в глубокой древности; у генуэзцев (Солбая) так же была важною крепостью, охранявшею ее черноморские колонии. А когда турки завоевали генуэзские колонии, то и у них Судак продолжал быть одним из оплотов берега. Крепость при захвате русскими была очень обширна, и со стороны моря, куда скала обрывается отвесною стеною, совершенно непреступна. Даже и теперь, после разрушения множества стен, башен и казарм, уцелевшие развалины представляют собою довольно грозный вид. <...> Вообще судакские развалины уцелели лучше многих других, и в них найдено много интересных итальянских надписей и других памятников. Башни и бойницы их вырезаются высоко на своей скале над мирною долиною судакских виноградников, воплощенною легендою поэтической, но вместе с тем и суровой древности...»

(«Живописная Россия, Отечество наше в его земельно-историческом, племенном, экономическом и бытовом значении» под общей редакцией П.П.Семенова, вице-председателя Императорского русского географического общества, том V «Малороссия и Новороссия», часть II, издание товарищества М.О.Вольф, С.-Петербург, Москва, 1898г.)